Магазин "ASVIL" предлагает каталог фекальных насосов грундфос в Москве.

(c) Олег Свиргстин. Об исторической амнезии.

Рассуждения о провалах памяти (исторической) на уровне бытовой логики и отрывочных сведений похожи на схоластические споры в средневековой Европе о том, сколько чертей может уместиться на кончике иголки.

Давайте попробуем разобраться.

1. Теоретические предпосылки.

Л.Н.Гумилев, если говорить коротко (и не так талантливо, как автор, - увы... краткость не сам талант, лишь его сестра, светящаяся отраженным светом), выделяет в этногенезе (науке о рождении этносов) следующие важнейшие “законопроекты”:

- скорость развития этноса находится в обратной зависимости от благоприятности окружающей обстановки, и в прямой - от численности и плотности населения некоторого региона.

(Лирическое отступление №1)
То есть, племена обитающие среди девственного леса, богатого пищей и шкурами, живущие здоровой и понятной им жизнью имеют весьма слабые стимулы к изменению, развитию; там же где резко и катастрофически меняется ситуация, где кризис, где есть угроза благополучию и выживанию, где, например, размеры популяции приходят в противоречие с возможностями окружающей среды - обитателям приходится искать новые решения и формы обитания... Многие не находят - может быть, миллионы безымянных для нас этносов ушли таким путем в вечность... Другие находят эти решения, - одни в виде общей мудрости о необходимости поиска еще более новых решений, другие в форме социальных образований типа племенных союзов, военизированных или государственных сообществ - возникают другие уровни интереса, другие - в простом переселении в более благоприятные места, ...

- взаимоотношения этноса с соседними этносами, возвышение некоторого этноса над другими (образование империй) связано с “пассионариями”, их долей в составе этноса.

Пассионарии - это авантюристы, искатели приключений, кровавые и жестокие, которые заставляют скрипучее колесо истории поворачиваться - их доля в составе населения не может долго оставаться слишком большой, они в конце концов истребляют друг друга...

Когда удельный вес пассионариев выше некоторого эмпирического предела, этнос превращается в нацию завоевателей, первооткрывателей, они равняют с лицом земли усталые непассионарные цивилизации, устанавливают свои жестокие варварские порядки на захваченных территориях, создавая проживающим там этносам невыносимые условия (провоцируя их развитие или приводя их к гибели) - а затем, одряхлев и пресытившись, насладившись пышным цветением развратного увядания, сами становятся жертвой новых хищников. В условиях сытого благополучия пассионарии рождаются, видимо, в гораздо меньших количествах - а может, это свойство должно быть “проинициализировано” внешней средой, некоторым “космическим кодом”.

- в среднем (по Л.Н.Гумилеву), срок жизни этноса от рождения до заката - 1500 лет. Но как и в случае с человеческой жизнью, субъективные факторы играют важную, часто фатальную, роль. Мне эта цифра кажется слишком большой.

- в конкретных условиях конкретного региона все эти процессы текут одновременно, на них накладываются процессы в соседних регионах, которые в периоды экстремумов могут создавать целые континуумы искаженного пространства.

 

2. Важное отличие прежних эпох от нынешних.

Мир практически полностью заселен и поделен между образованиями, имеющими взаимно признанный статус. Границы, суверенитеты, нормы межгосударственных отношений - все это в последние несколько сотен лет сильно изменило мир. Сегодня даже у обреченно-малых этносов появился наконец шанс на развитие и существование с точки зрения абстрактной справедливости и благих пожеланий. Благая цель сохранения вымирающих малых народов, при нарушении пропорций и отклонениях от здравого смысла, способна порождать новые болевые точки.

(Например, отмежевание Сконской области от остальной Швеции с объявлением местного диалекта самостоятельным Сконским языком, сопровождается утверждением о происхождении этнонима “свеи” от слова “свинья”, пространными рассуждениями о том, как кровью и притеснениями в прошлые века Сконская область, перешедшая под власть Шведской короны после ее исконной (!!!) принадлежности короне Датской, была насильно и по-свински превращена в шведскую территорию... )

То есть, в последние десятилетия (если не “-ие”) обстановка в которой действуют законы этногенеза и этнодинамики снова меняется, как менялась она уже неоднократно. В этом и кроется кажущееся прекращение действия тех или иных следствий из этих законов.

 

3. “Провалы в памяти”

Не следует считать высокую культуру и технологические достижения некоторого этноса достаточной гарантией против агрессивных и менее утонченных (как правило, агрессоры не страдают глубокими знаниями или утонченностью) соседей. Тонкий культурный слой, хранящий знания, сами эти знания в зафиксированной форме, легко уничтожаются.

Обычно агрессоры заимствуют (копируют) те достижения побежденных народов, которые им понятны и очевидно полезны. Иногда таким путем более высокая культура побежденных народов проникает в культуру победителей. Но далеко не всегда - печальная судьба побежденных, явное превосходство над ними в глазах судьбы, с точки зрения силы: все это весьма сильный аргумент против “разврата лишними знаниями”.

Многие объятые пассионарной лихорадкой культуры исповедуют аскетизм, агностицизм, видят мир сквозь ширму собственных кровожадных догм и враждебны к любым проявлениям несогласия с их символикой, письмом, принципами... Такие победители могут и папирусы жечь, и глинянные таблички топтать, и колдунов-знахарей-ученых рубить на котлетки...

 

4. Итак, на протяжении неизвестного, но явно длительного, периода времени, логически понятные и рационально объяснимые процессы, связанные с природой и экономико-этнографической ситуацией в различных точках вселенной, действовали на разобщенное человечество подобно разнице потенциалов, приложенной к проводнику.

Можно выделить несколько сотен более-менее типичных “иероглифов”, отражающих события. Можно выделить типичные цепочки типичных событий (последовательности иероглифов), с небольшими вариациями раз за разом воспроизводящиеся в истории племен и народов.

Их примеры можно найти в истории. Может, в будущем это станет одним из направлений корректной математизации истории. (Представляете сообщение об открытии цепочки F7-G7-T9-цикл(C11-F8)-..., или об обнаружении теоретически предсказанной цепочки (...) в истории некоторого периода некоторого народа, как о сенсации?)

И среди этих типичных цепочек (включающих сладкую гибель в собственных прегрешениях и лени) множество типичных рациональных причин для потери тех или иных знаний, свидетельств, - для забвения и провалов в уровне достойной воспоминания активности.

 

5. Возвращаясь к нашим уважаемым баранам... 

С одной стороны диспутантов мы имеем предположение о поступательном инкрементальном развитии цивилизации, где каждый новый шаг в развитии должен был происходить строго на основании “всего передового опыта накопленного предыдущими инкрементальными шагами” - основания для этого предположения, по-моему, в иллюзорной инкрементальности достижений нашей эпохи. (На самом деле, хе-хе, все те же спирали...)

Развитие человечества - даже не прямая линия, а чуть ли не степеннАя функция, уходящая в бесконечность - и прошлое при таком подходе действительно должно быть кратким мигом...

С другой стороны - предположение, что нынешнее успешное и поступательное развитие объединенной и взаимозависимой цивилизации - не более чем продукт ее современного состояния, к которому объединенная цивилизация пришла сквозь множество взлетов и падений, ошибок, забвения, уничтожения знаний и носителей этих знаний. Сквозь пробы и ошибки, сквозь бесчисленные повторения пройденного (“новое - это хорошо забытое старое”), сквозь иллюзии и преодоление их, сквозь периоды потрясающей но беззащитной мудрости и всемогучей, но безумной власти над другими, проходя виток за витком спираль развития, мы можем гордиться тем, что в нас...

А вот что считаю по этому поводу я:

Мне кажется второе гораздо более правдоподобным. Мы - потомки тех, кто уцелел в бесконечной череде катастроф, кровавых войн, в многократных битвах за жизнь свою, своих этносов и своего вида. В каждом из нас - капельки крови предков, может быть, тысяч ушедших этносов. “Нет ни эллина, ни иудея”. Мы забыли эти языки (но не память ли о них иногда зовет нас постигать тайны забытых письмен?), мы забыли умение охотиться в горах и в густой чаще, мы забыли искусство сражаться каменными топорами и побеждать, - ведь все мы ПОТОМКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, побежденные умерли, мы забыли сотни тысяч страшных языческих и добрых домашних богов (но что-то такое в нас все-же вздрагивает и замирает когда мы слышим мистические сказания)...

 

Подобно крупице золота намытой старателем из кучи бесполезного песка, из всех открытий и достижений прошлого нам досталось и самое важное, не всегда очевидное ЗНАНИЕ - глубокое, беспристрастное и честное познание мира есть надежный и прочный залог нашего будущего как вида.

 
[fat's homepage][Назад в Антифоменкизм]