Данная статья представляет собой комментарии и даже в некоторых местах критику статьи Я. Кеслера “Ордынский дефолт”, размещенной на сайте “Новой Хронологии”.

Сразу оговорюсь: я – не ученый-историк, я – нумизмат – любитель. Так как только в 1999 году по всему миру было выпущено более 30 000 разновидностей монет, то, следуя известному изречению Козьмы Пруткова, я и не пытаюсь объять необъятное, а потому основной упор в статье я делаю на Европу, немного на Россию и совсем без комментариев оставляю Восток.

И так, начнем, как водиться, с начала:

Кеслер пишет:

“Нумизматика (наука о монетах) занимается исследованием одной из основных материальных составляющих истории цивилизации – памятников денежного обращения. Основоположником нумизматики считается австриец И. И. Эккель (1737-1798), выпустивший в конце XVIII в. восьмитомный труд “Doctrina numorum veterum” (“Наука о древних монетах”, Вена, 1792-1798 гг.). До этого коллекционеры старых монет назывались весьма примечательно: медалисты (Британская Энциклопедия, 1771 г.). Это прямо указывает на то, что монеты (особенно отчеканенные без указания номинала и даты выпуска) воспринимались именно как медали.”

И. И. Эккель – человек, бесспорно, великий, но он всего лишь основоположник ГЕОГРАФИЧЕСКОГО принципа классификации монет. А саму нумизматику как общественную науку “продвигал” Г. Гроте (1802 – 1895).

Однако, первым коллекционером античных монет был еще Петрарка (по свидетельству современников), первую лекцию о монетах прочел И-Г Шульце в Галле в 1738 году, а кроме того, с начала 18-го века выпускались издания, названные потом “Нумизматическими забавами” - Muenzbelustigungen, (обратите внимание на немецкий корень Muenz (ue – соответственно, умляут U), именно “монета”, а не “медаль” - “Medaille”, правильнее было бы перевести как “Монетные забавы”) первое издание из этих сборников – “Historische Muenzbelustigungen” выпускал И-Д Келлер в 1729 – 1750 годах.

Как мы видим, слово “монета” в то время уже вполне существовало и применялось по отношению к коллекционерам.

Медаль же – памятный знак – восходит к античным медальонам – СПЕЦИАЛЬНЫМ памятным монетам, предназначенным не для обращения (но могущим служить платежным средством), посвященным каким – либо событиям.

Далее, Кеслер:

“Этимологически само слово монета, фр. monnaie (откуда и англ. money “деньги”), связано с понятиями память, помнить, ср. также англ. mint “монетный двор, чеканить монету, выдумывать = мнить”.”

Этимологически слово “монета” - это прозвание (прозвище) богини Юноны (Геры), наподобие “Высокий” для Одина. Именно при храме Юноны на Капитолии был организован первый монетный двор. Со времен императора Домициата (81-96) начали чеканиться монеты с ПЕРСОНИФИКАЦИЕЙ Юноны под прозванием “МОНЕТА” - в виде женской фигуры с атрибутами: рогом изобилия и весами, стоящей рядом с горкой монет и легендой “MONETA AVGVSTI”.

Так что, с “этимологией” у Кеслера – тоже мимо.

Далее Кеслер рассуждает о монете Адриана, доказывая, что это артефакт скатывается на технологию чеканки.

И тут у него есть совершенно умильное:

“Легко представить себе, каких физических усилий требовало бы превращение листа металла в массу кружков с помощью ножниц. Вот несложный подсчет. На Львовском монетном дворе в основе монетной стопы лежала гривна серебра весом около 198 г. В 1389-1399 гг. здесь выпускались монеты здесь выпускались монеты их практически чистого серебра весом 0,96 г. каждая. Следовательно, из листа, в который под молотком монетного мастера превращалась гривна должно было выйти около 200 кружков, даже с учетом того, что часть металла шла в обрезки! Но недаром, вероятно, на средневековых рисунках ножницы изображены очень большими, а на фреске в храме Св. Барбары в Кутней Горе (Чехия) ножницы настолько велики, что мастер, работая ими, вынужден налегать на рычаги всем телом. Как поверить, что метровыми ножницами (наподобие современных, которыми режут жесть) можно было быстро и ловко вырезать металлический кружок – а в то время монеты имели преимущественно размер 10-15 мм; вряд ли удалось бы таким способом достигнуть даже приблизительно одинакового размера кружков.”

Наглейшим образом он сводить воедино не только разнесенные по времени и географии способы чеканки, но и способы чеканки разных номиналов (крупных и мелких) в одной точке пространства-времени.

Во- первых, в 14 веке на Руси чеканили “чешую” - копейки и только копейки (если и чеканили что – то иное, то тому свидетельств очень мало и скорее всего это было подражание Ордынскому, Восточному или Европейскому чеканам). Такая чеканка проходила вот таким нехитрым способом: слиток серебра вытягивали в толстенькую проволоку, затем проволоку рубили на кучки по 0.96 г. весом, плющили гладким инструментом а уж затем и чеканили. Потому – то копейки имеют вытянутую форму и у современных коллекционеров зовутся чешуей. И все, никаких ножниц и пунсонов!

Так же происходила и чеканка мелких номиналов в Европе, с той лишь разницей, что европейцы плющили МОНЕТНУЮ ПЛАСТИНУ более аккуратно, или вообще изготавливали ее, капая расплавленным металлом на ровную поверхность, и она больше походила на круг. Это было связано с тем, что европейцы делали более крупные номиналы, а русские собирали копейки в кошельки или свертки, получая таким образом 10, 25, 50 и 100 копеечные “номиналы”. Соответственно, европейцам мелких денег нужно было меньше, они и могли их более тщательно “выделывать”.

Ножницами же пользовались в случае ЮСТИРОВКИ больших номиналов, монетные пластины для которых получали одним из следующих образов:

Первоначально монетные пластины ОТЛИВАЛИ по одной или сразу несколько – самые древние способы – единичное литье, когда капля металла капала на гладкую поверхность. А вот в средние века выработалась такая технология: металл плавился и выливался в форму листа, толщиной с монету. Потом этот лист шлихтовали и отжигали, дабы удалить окалину и шлаки. Получался ЦАН. Потом из цана вырубались (между прочим, пробойники – пунсоны известны уже с 11 века, а с 16-го века использовали уже не ручной пробойник, а пробойник – пресс, винтовой, зачастую с “конным приводом”. Кстати, в литературе нумизматической пробойник выделяют отдельно, а пунсон – отдельно. Пунсон – это небольшой стальной штемпель с изображением. Применялся для НАДЧЕКАНКИ уже выпущенных монет.) монетные пластины, их ЮСТИРОВАЛИ, т.е. доводили до нужного веса, (как раз ножницами), опять плющили, если цан получался слишком толстым, шлифовали, отжигали, отбеливали и только потом на них что – либо чеканили.

При этом при ручной чеканке монеты больших номиналов чеканили не одним ударом, а несколькими.

Общее распределение трудового времени: 40% - изготовление цанов, 45% - изготовление пластинок и 15% - сама чеканка.

До столь прогрессивной техники в Европе чеканились брактеаты - тонкие монеты с рисунком на одной стороне и негативом рисунка на другой. Эти монеты появились в 11 веке в результате уменьшения веса ДЕНАРИЯ – основной серебряной монеты, доставшейся Европе в наследство от Рима. (Кстати, немецкие пфениги и английские пенни – это “европезированные” названия денариев. Например, на монетах ЮАР 1910-1960 гг, Новой Зеландии того же периода обозначение номинала монеты в три пенни производилось так: “3 d”)

Брактеаты чеканили одним штемпелем – молотом на податливом основании, например, коже, так как они были тонкие, то их могли чеканить сразу по несколько штук за удар.

На Англии хотелось бы остановиться подробнее:

“В 1485 г. с появлением в Англии Генри Тюдора появляются и новые монеты – золотые “ангелы” с изображением на реверсе Михаила Архангела, поражающего копьем дракона…. После Генри Тюдора в Англии никаких золотых монет официально не выпускалось до 1714 г. – до появления опять-таки новой, немецкой Ганноверской династии.”

Серьезно?

Вот цитата (перевод мой, с англоязычного сайта по Британской нумизматике. Статья “Монеты Стюартов и Содружества наций”

http://www.users.globalnet.co.uk/~kenelks/index2.htm

“Монеты Якова I разделяются на три группы: первоначальная эмиссия 1603-1604 гг, вторая эмиссия 1604-1619 гг, и, наконец, третья эмиссия 1619 – 1625 гг. Ни одна из монет этого периода не датирована, а различия по типам затрагивают, главным образом, только золотой ряд. Большинство монет первой эмиссии имеют на реверсе легенду: “EXURGAT DEUS DISSIPENTUR INIMICI” (“Да проявится Господь и враги Его будут повержены”). Золотой соверен был отчеканен на большом и тонком монетном кружке и первоначально оценивался в 20 серебреных шиллингов. Эти же номиналы второй эмиссии называются “юнитами” (“объеденителями”) по легенда на реверсе: “FACIAM EOS IN GENTEM UNAM (" Я сделаю их одной нацией"), что отражает намерение короля объединить два своих королевства (Англию и Шотландию) в одно. Из-за повышения цены золота, эти монеты были повторно оценены в 1612 в 22 шиллинга. В третьей эмиссии “юнит” был заменен монетой, известной как “лаурель” (от бюста laureate короля на лицевой стороне), которая была легче и стоила 20 шиллингов. Другими золотыми монетами, подвергшиеся уменьшению веса и стоимости, были полсоверена (позже названный “двойной кроной”, а тогда – полулаурель), крона (позже – четверть лауреля) и полукрона. Параллельно с эмиссиями из золота, и крона, и полукрона выпускались и в серебре, с изображением короля верхом на коне.”

Так что, у Кеслер и с официальной чеканкой золотых монет в Англии промахнулся.

Продолжим про Англию.

Кеслер:

“Считается, что и до этого в Англии выпускались золотые монеты (нобли-корабельники, а затем и розенобли) якобы со времен Эдуарда III (с 1344г.) Однако любой желающий может убедиться, что “ангелы” Генри Тюдора – ручной чеканки, а якобы более ранние нобли – механической, т. е. изготовлены они гораздо позже, не ранее конца XVI в.”

Первое:

Нобль (noble – благородный) – английская золотая монета, чеканенная впервые английским королем Эдуардом III (1327 – 1377) в 1344 в память о победе в морском сражении при Слюи над французами.

Розенобль (rose noble – нобль с розой) ввел Эдуард IV (14614 – 1483) в 1455 году (на каждой стороне этой монеты, в целом повторяющей дизайн предыдущего нобля: аверс – погрудный портрет короля с щитом и мечом на корабле, реверс – инициалы короля и название монетного двора в середине лилиевидного креста в восьмидужном обрамлении – добавлена геральдическая роза.)

Нобли и розенобли проникли на континент в большом количестве как платежное средство в торговле. Из-за этого, нобли стали служить объектами для подражания. Так, в 14 веке их копировал Филипп Фландрийский, около 1500 – император Максимилиан I, в 16 веке – Зеландия, Утрехт, Кампмен и Гельдерн. Известен уникальный экземпляр русского подражания ноблю, чеканенный Иваном III (на Руси нобли называли “корабельниками”)

Второе:

В конце 16 – го века не было машинной чеканки. Первые машины для чеканки – вальцевальные – начали применяться в Англии только в 1662 году. И при таком способе чеканки, когда цан прокатывался между двумя валами с нанесенными на них изображениями или вставленными в них монетными штемпелями, монета получалась во- первых, чуть вытянутой – эллиптической формы, а во- вторых с заметным “С” (реже с “S”) - образным искривлением при взгляде на неё с гурта (ребра).

До начала применения вальцевальных машин применялся БАЛАНСИР, но он был не механическим, а с ручным приводом.

БАЛАНСИР – применялся с начала 17 и до середины 19 века. Верхний штемпель балансира поднимался и опускался с помощью ходового винта. Это вращательное движение ему сообщалось длинным двуплечным рычагом с грузом на концах. Рычаг приводился в движение рабочими. В зависимости от требуемой деформируемой силы. рычаг приводили в действие от 2 до 12 рабочих. балансир обладал сильным. но пружинистым ударом чекана.

Еще более ранним способом чеканки, не вполне ручным (когда монета чеканилась примитивным ударом ручного молотка по штемпелю) был МОЛОТОВОЙ СНАРЯД – примитивный станок для чеканки, введенный в 15 веке. Верхний штемпель в таком станке закреплялся в торце бревна (бабы), соединенном с блоком. Чеканщик поднимал бревно на блоке ногой с помощью педального устройства, а затем, положив монетную пластину на нижний штемпель, отпускал бревно. Преимущество такого снаряда состояло в том, что взаимное расположения верхнего и нижнего штемпелей оставалось более стабильным.

К сожалению, Я. Кеслер не указал, по каким именно признакам он классифицировал ранние нобли как произведенные машинным способом. Что же касается фразы: “любой желающий может убедиться”, то это не совсем так. Данные монеты достаточно редки, а “ангелы” Генриха VII Тюдора вообще большая редкость.

Вернемся чуть назад, где Кеслер пишет о золоте:

“Например, согласно тому же М.М. Максимову (“Очерк о золоте”, М., “Недра”, 1977, далее МММ 2), до 1492 г. в цивилизованном (по понятиям о том времени) мире добывалось в год в среднем всего около 200 кг золота”….. При общей численности населения цивилизованного мира, сопоставимой с численностью населения современной России, добыча даже 10 тонн золота в год – величина ничтожно малая для обеспечения нормального денежного обращения.”

Совершенно непонятно, из каких таких соображений Кеслер делает вывод о недостаточности количества добываемого золота в Европе для “нормального денежного обращения”?

Как известно всем, посещавшим уроки истории в средней школе, в Средние Века в Европе господствовал натуральный способ хозяйствования. Т.е. деньги как средство обращения были практически не нужны. Кроме того, с конца 8 – го века после введения Пиппином Младшим (751 –768) и Карлом Великим (768/800-814) серебряного стандарта, золотые монеты в Центральной и Западной Европе до самого начала Крестовых походов практически не встречается.

Только после начала этих походов в Италию потоком хлынуло Ближневосточное золото и торговые города, например Генуя и Флоренция, ввели у себя в 1252 году чеканку золотых монет. В Генуе – дженовино (genovino), во Флоренции – флорин (florino). Эти монеты весом 3.5 г практически чистого золота проникли в Германию, где получили наименование “гульден” (Слово “гульден” появилось в немецком как перевод с латыни “aureus nummus” - золотой (нем. Goldene или Gulden) пфениг (пфениг – ранневерхнегерманское название римского денария – pendig – десятая часть, десятерик). Возникшая позднее в Германии тавтология “гольдгульден” - “золотой золотой” произошла от того, что в Германии возникли серебряные монеты – талеры (весом в унцию или ок. 30 г), считавшиеся серебряным эквивалентам золотым монетам и названные “Рейхсгульдинер”. Именно тогда, с сер. 16 –го века золотой гульден стал называться гольдгульденом.

Теперь о недостаточности золота, забавные расчеты.

В 1401 – 1540 гг. в Англии один бык стоил 15 шиллингов, а квартер пшеницы – 291 л. – 5 шиллингов 11 и3/4 пенса. (т.е. почти 6 шиллингов за квартер, 1 шиллинг равен 12 пенсам). Из добываемого золота (200 кг в год) можно было начеканить около 28500 розеноблей, чистым весом ок. 7 г золота. При стоимости одного нобля в 6 шиллингов 8 пенсов, (или 6, 67 шиллинга) получаем сумму в 190000 шиллингов, чего хватило бы для покупки стада из 12 666 быков или 31 666 квартеров (9 214 806 литров) пшеницы. И это – только за счет собственного золота, без учета серебра и привозного (Ближневосточного) золота.

Еще Кеслер пишет:

“Отметим, что в обозримой истории (примерно с 1500 г.) введение золотой монеты в обращение всегда было кратковременным для стабилизации финансов после периодов обесценивания национальной валюты и гиперинфляции.”

А вот данные о годах выпуска некоторых основных золотых монет:

Дукаты (золотые монеты Венеции, цехины) чеканились с 1284 по 1797 г.

Золотой доллар (игл и дабл игл) – с 1896 по 1933 г.

Российский империал – с 1755 по 1879, когда его сменил золотой червонец, чеканившийся до 1917 г.

Гинея – с 1663 по 1816 г, с 1817 по 1970 – вместо неё – соверен.

Не правда ли, весьма маленькие сроки?

Кеслер:

“Сразу же после выпуска в открытое обращение золотые монеты оседали в частных руках, появлялось множество подделок (часть явления, называемого в нумизматике “порча монет”, согласно закону Коперника-Грэшема, см. например, НС).”

Порча монет – непрерывное понижение МОНЕТНОЙ СТОПЫ, а не оседание золота в частных руках. Закон Коперника – Грешема гласит: “Плохие деньги вытесняют из оборота хорошие деньги”. Действие закона: если начат выпуск монеты, ухудшенной пробы. то она вытесняет из обращения монету того же номинала полного веса. Полновесная монета идет в клады или на переделку из нее ухудшенной. Взаимодействие системы золото – серебро этот закон не описывает.

Кеслер о Пробирном деле:

“Первый труд, в котором впервые возникает понятие пробирного дела, издан Г. Агриколой в 1556 г. Проверка монет на качество проводилась в то время следующими способами: 1) путем испытания на пробирном камне - по цвету черты, оставляемой металлом, сравниваемой с таковой, оставленной наиболее чистым доступным золотом или серебром; 2) по весу однотипных монет в стопе; 3) разрубанием монеты – проверка на внутреннюю однородность или биметалличность (слоистость).”

Однако, например в германии Окружные Пробационные Съезды собирались с 1399 года, когда ОПС был введен в монетном союзе рейнских курфюстов.

Для апробирования монет использовались ШТРИХОВЫЕ, МОКРЫЕ пробы и обычные измерения: взвешивание, измерение диаметра и толщины.

МОКРАЯ проба – проверка содержания серебра в сплаве, состоящая в выделении серебра из азотнокислого раствора титрованным раствором поваренной соли. Предположительно, этот способ перенят у арабов и распространился из Парижа около 1400 г. по всей Европе.

ШТРИХОВАЯ проба- проба “чертой”. Когда на пробирном камне проводят черту монетой и контрольной иглой и сравнивают яркость. Такая проба была известна еще с древних времен, однако она могла служить лишь предварительной пробой, а главной служила купеляционная проба – возгонка меди свинцом из пробируемого расплава. Точность Штриховой пробы составляет 16/1000 при градации контрольных игл в 1/2 лота (31,25 промиле или 3,125%).

Примечательно в этом ракурсе выглядят следующие слова Кеслера, к которым я позже вернусь еще раз:

“Очевидно, что до развития химического и металлографического лабораторного анализа, например, позолоченную латунную монету, монопольно выпущенную в обращение, вообще нельзя было отличить от золотой: пробирный камень давал золотую черту, свежий разруб монеты свидетельствовал о ее металлографической однородности,…”

Да? А если монету разрубить и провести штрих на пробирном камне? Ведь на нем останется след латуни, а не золота.

Еще одно утверждение Кеслера:

“За весовую единицу принимались “марка” (т.е. некоторая мерка отливки), лот (часть), греческая “литра” (фр. livre, лат. libra, т.е. фунт!), гривна, рубль и т. п.”

А вот и нет. За весовую единицу принималась не мера отливки, а именно весовая единица! И эта весовая единица имела определенный вес. Например, марка.

МАРКА – историческое название Германской счетно – весовой единицы, а так же монеты. Вес марки варьировался в зависимости от территории от 233 г до 280.

Опять вернемся к словам Кеслера о невозможности определить поддельную монету:

“Очевидно, что до развития химического и металлографического лабораторного анализа, например, позолоченную латунную монету, монопольно выпущенную в обращение, вообще нельзя было отличить от золотой: …. а вес ее определялся князем-монополистом не в граммах, а в частях марки, отлитой из той же латуни.”

А часть марки – это ли не граммы? Марка делилась на унции, а для измерения драг металлов на караты (для золота) и лоты (серебра). И если из латунной марки отчеканить, к примеру, 24 монеты весом каждая по 1 карату (ок. 10 грамм) г, то из-за разницы между удельным весом латуни и золота почти в два раза, такая монета будет больше золотой в два раза. А если отчеканить латунную монету такого же размера, то она будет легче золотой.

Далее, у Кеслера упоминается афера Герца, советника Карла XII под соусом втюхивания латунных монет как золотых:

“Единственным доступным населению способом проверки золотых монет в конце XVII в. стала “проба на зуб”, поскольку латунные монеты значительно тверже золотых.

Тем не менее “Поле Чудес в Стране Дураков” прокатилось по всей Европе - последняя фаза европейской “латунной” аферы была осуществлена министром финансов Карла XII бароном Герцем в Швеции выпуском “античных”, отчеканенных “под золото” денег с изображениями Юпитера, Марса и т. п. в 1715 г. (Неизбежный последующий финансовый обвал в Швеции и государственный переворот, инспирированный Англией и приведший к убийству Карла XII, смещению Герца и удалению от власти законной наследницы престола сестры Карла Ульрики Элеоноры, произошел уже в 1718 г.)”

Монеты, отчеканенные по инициативе барона Герца известны в нумизматике как “нотдалеры Герца”.

НОТДАЛЕРЫ ГЕРЦА – название шведской кредитной монеты в один СЕРЕБРЯНЫЙ (!) далер, чеканенной в целях получения средств на Северную войну по иннициативе барона Герца. (примечательно, что примерно в это же время во Франции появилась “система Лоу” - сверхкредитный выпуск бумажных денег для покрытия гос. долгов). НГ выпускались в 1715-1718/19 гг с принудительным курсом из МЕДИ, а не из латуни. Выпускались они 10 типов, при этом реверсы 5 типов были украшены изображениями римских богов: Меркурия, Юпитера, Сатурна, Феба и Марса, на двух других – персонификации Швеции (Свея) и Надежды (Hoppei), на следующих двух – воин со львом и легенда “FLINK OCH FARDIG (А – умляут)” - “быстрый и готовый” и воин со щитом и мечом и легенда “WETT OCH WAPEN” (“Разум и оружие”) и на последнем – корона. Аверсы всех монет вполне европейские, а у восьми типов – так вообще очень сходные. В обращение выпустили от 20 до 40 млн. НГ. что привело к расстройству шведской финансовой системы. Гос. министр Герц был схвачен и 19 февраля 1719 г был казнен. В дальнейшем, стоимость НГ была снижена на половину, а по распоряжению королевы Ульрики – Элеоноры (1718 – 1720) изъяты из обращения и перечеканены в монеты в 10 эре (т.е. стали медной разменной монетой).

Кеслер об эмиссии:

“До середины XVII в. в Европе существовала свободная чеканка: любой человек имел право представить на монетный двор в неограниченном количестве золото или серебро для перечеканки его в монеты…. Именно свободная чеканка обусловила такое разнообразие средневековых монет, выпущенных в XIII-XVII вв. и разнесенных позже нумизматикой по “древним” городам и странам.”

Описанный Кеслером порядок существовал только на Руси! Из-за бедности собственным серебром в Московском княжестве существовал такой порядок “экспортных” операций: каждый купец, получивший прибыль в иностранной валюте, приносил эту валюту на монетные дворы, где ему её перечеканивали в копейки (деньги), описанным выше мною способом (не правда ли, очень похоже на существующий сейчас порядок продажи экспортерами части валютной выручки? :-) ).

Приведу мнение по этому вопросу одного из участников Нумизатического форума:

(http://wwc.coins.ru/forums/messages.phtml?forum_id=1&theme_id=51323&message_id=51360&from=0)

“Доход от чеканки (копеек из талеров), конечно, был, но незначительный. А держался в основном на принудительной скупке валюты. Прибавьте к этому постоянные операции трассировки... Курс копейки действительно был завышен по отношению к цене серебра. На сколько не скажу, лень искать. Считайте переплавку талеров налогом на ввозимый капитал. Далеко не самое лучшее решение для инвестиций задирать цену национальной валюты. Хотя, еще раз повторю, что для России тогда это было приемлемо. Люди не воспринимали это как тягость и несли серебро на монетный двор сами. Если бы "налог на иностранную валюту" был велик, то это неминуемо привело бы к утаиванию монеты, стремлении накапливать ее, избавляясь от копеек. Возник бы голод серебра и как следствие денежный голод. Хорошо? Нет! Вот такого и не было.
Большая экономическая выгода? Ну не знаю... На всех этих переплавках терялось куча серебра. Да, казна имела с каждого рубля по несколько копеек, но это только для вновь чеканенных монет. А вот что происходило с экономикой всей страны... Коллапс при каждом случае недовоза металла в страну. Россия чеканила маленькие монеты из мягкого высокопробного серебра. Они вытирались на раз или просто терялись. Серебро уходило в землю. Чем меньше основная монета, тем меньше ее срок жизни. Мы сидели на немецкой талеровой игле, растрачивая на свои драгоценные ресурсы (невысокого передела, кстати) на бесполезное вытирание серебра черт знает куда.
А причинами долгой жизни копеек могу назвать привычку населения. Самый дурной из аргументов и самой сильный. Привычка к деньгам определенного вида по своей силе может поспорить только с косерватизмом старого школьного учителя. Люди ХОТЕЛИ ПРОДОЛЖАТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТАКОЙ МОНЕТОЙ по своей глупой привычке. В патриархальной стране были патриархальные деньги. Какая же это безопасность? это, извините, разгильдяйство!
Вторая причина. Собственно объяснят почему сформировалась дурная привычка. В России товарно-денежные отношения имели место преимущественно в городах, притом в торговых городах. Подавляющая часть населения практически не была задействована в купле-продаже. Для русского крестьянина один рубль(скажем в 30 копеек) был огромной суммой. В отличии от немецкого крестьянина ЭТА МОНЕТА ЕМУ НЕ БЫЛА НУЖНА. как, например, мне бы сейчас было бы не очень интересно купить банковский билет в 10000$ :))))


А копейка - самое оно. А вот купечество эти монеты устраивали, видимо, не очень, потому что считали они чешую не по счету а по массе.


Так что "чешуйчатость" нашей национальной валюты была страшной болезнью и вековым тормозом. Россия выросшая, сбросившая татарское иго, осваивающая Сибирь все еще продолжала ходить в детских коротеньких штанишках.


Хотя.. хотя я бы не сказал, что не такие уж они уродливые. Новгород Ивана Грозного очень даже ничего. Да и объемные и реалистичные московки тоже красивые.”

В Европе же сложилась совершенно иная ситуация, там существовал институт МОНЕТНЫХ СЕНЬОРОВ или ОБЛАДАТЕЛЕЙ МОНЕТНОЙ РЕГАЛИИ.

Например, в германии император Фридрих II в законодательном порядке признал в 1220 и 1232 году суверенное право духовных и светских князей на подвластной им территории чеканить свои монеты. В дальнейшем, в период феодальной раздробленности, правители и города стали все шире использовать право чеканки монет.

Кеслер о монетных мастерах и дворах:

“Из западноевропейских хроник известно, что до середины XIV в. монетный мастер носил весь свой инвентарь в мешке, часто перемещаясь из города в город и изготовляя на заказ небольшое количество монет – “визитных карточек” правителей. И только с середины XIV века появляются стационарные монетные дворы, а в XVI-XVII вв. они начинают оснащаться механическими молотами.”

Во-первых, “механических молотов”, строго говоря, не было, а были балансиры, молотовые снаряды (приводившиеся в действие мускульной силой человека) и вальцевальные машины. Механические прессы применялись с начала 19 – го века, когда к винтовому прессу прикрепили мотор.

Во- вторых, любой желающий может “пройтись” по этой ссылке http://www.users.globalnet.co.uk/~kenelks/index2.htm и узнать, что:

“From 1066 to 1485 no less than 94 different mints operated in England, plus Calais in France.” (В период с 1966 (Нормандское завоевание Англии) по 1485 г (Начало правления Тюдоров) в Англии известно не менее 94 различных монетных дворов, плюс монетный двор Кализ во Франции). Там же приведен список этих монетных дворов.

Кеслер:

“Судя по всему, первый европейский монетный двор, чеканивший добротную монету, был создан в середине XIV века в Праге…. Среди первых монет, отчеканенных в Праге – флорин чеха Иоанна (Яна) Люксембургского (традиционно правил Священной Римской империей в 1310 – 1346 гг.), на аверсе которой изображен сам Иоанн, а на реверсе - лилия.”

Вот прямая цитата из “Словаря Нумизмата” Х. Фенглера, Г. Гирроу, В. Уингера, на который, в том числе, я опираюсь при написании этой критики:

ФЛОРИН, 1) (итал. floren от flos-лилия, сокр. П., нем. Floren), назв. высокопробной золотой монеты, чеканенной в 1525 Флоренцией весом 3, 537 г с лилией, символом г. на л. с. (отсюда ее назв.), о. с.-изображение Иоанна Крестителя, св.-покровителя г. В нач. 14 в. Ф. стали проникать в Юж. Германию, где получили назв. "гульден". Тип. Ф. вызвал к жизни мн. подражаний, а в сер. 14 в. появились варианты изображения (разл. гербы или св.). См. Форинт; 2) (франц. florin d'or, florin от итал. floren), назв. франц. монеты; 3) (англ.florin от итал. floren), самая первая англ. золотая монета, чеканенная по образцу франц. Ф.: л. с.-король на троне, о. с.- декорат. крест и 4 короны в четырехдужном обрамлении, окруженные 4 львами. Англ. золотой Ф. был введен в 1343 Эдуардом III (1327-1377) с ч. в. 6,963 г золота при о. в. 6,998 г.; 4) назв. англ. серебр. монеты, чеканенной с 1848; она равнялась 2 шиллингам и имела ч. в. 10,462 г серебра при о. в. 11,32 г: л. с.-погрудный портрет королевы или короля, о. с.-4 гербовых щита.

(СН, 2-е издание, М. “Радио и связь” 1993 г.)

Никакого упоминания о “пражском флорине Иоана (Яна) тут нет.

Кеслер:

“Считается, что этот флорин копирует флорентийскую монету середины XIII в. (якобы с 1252 г.) также с изображением на аверсе Иоанна, но Крестителя, а на реверсе - все той же лилии. Однако, если вам заранее не скажут, где какой Иоанн, и какая монета пражская, а какая - флорентийская, то разницы в технологии чеканки вы просто не заметите.”

А может, не заметим разницы потому, что её нет? Потому, что покажут две разные монеты из одной эмиссии одного и того же монетного двора?

Однако странно, что Я. Кеслер абсолютно не уделил внимание “Пражскому грошу”, чеканенному в подражание французскому гро турнуа чешским королем Вацлавом II. (1278 – 1305) около 1300 г. и просуществовавшему до 1547 г. Богатые рудники в Кутне Горе, дававшие свыше 6500 кг серебра в год, позволяли Вацлаву чеканить до 1,7 млн Пражских грошей (чистым весом 3,62 г серебра). Изображение: аверс – корона и круговая легенда “WENCEZLAVS SECVNDVS DEI: GRATIA: REX: BOEMIE” (Вацлав Второй милостью Божией король Богемии (Чехии), реверс– двухвостый лев и круговая легенда “GROSSI PRAGENSES” (Пражский грош). Он вскоре стал популярной крупной монетой в соседних с Чехией странах и вызвал к жизни множество подражаний.

Далее Кеслер рассуждает об алтыне. Так как эта тема тесно переплетается с Востоком, в котором я не силен, то развернутого комментария дать не могу. Однако, могу сказать, что алтын – это русская счетно – денежная единица 14 века, равная 6 денгам а позже – 3 копейкам (когда одна копейка стала стоить 3 денги). Чеканка алтына была произведена при царе Алексее Михайловиче как попытка перестройки “копеечно – проволочной” денежной системы. В дальнейшем алтын чеканился при реформе Петра в 1698 – 1718 гг с надписью алтын или алтынник.

Интересен следующий пассаж Кеслера:

“В 1654 г. Алексей Михайлович приказал выкупить у населения Московии все европейские серебряные деньги. Серебро практически исчезло из обращения. В частности, были переплавлены и перечеканены серебряные монеты, ходившие по всей Европе и имевшие характерное название "орт" (т.е. ордынские).”

Вот на этих “ордынских ортах” хотелось бы остановиться подробнее.

Само слово “орт” - это устаревшее немецкое “Ort”, означавшее “четвертая часть чего-либо”. Позднее в Германии укрепилось название “ахтценгрошен”. Под таким названием выпускалась монета в 1/4 таллера. В Польше кроме наименования “орт” использовалось так же наименование “тымф” - по имени монетчика и откупщика Андреаса Тымфа.

Орты (тымфы, ахтценгрошены) в 17 веке на ряду с шостаком были основной ходячей монетой Польши, Восточной и Западной Пруссии. Кроме того, под названием “тинф” тымф чеканился и в России в 177 – 1709 гг для войск, действовавших за границей.

Вот такой вот “Ордынский дефолт”.

При подготовке данной статьи были использованы:

“Словарь Нумизмата” М. “Радио и связь”, 1993 г.

Материалы интернет – сайтов:

http://www.users.globalnet.co.uk

http://wwc.coins.ru

и ряда других;

мнения участников нумизматического форума http://wwc.coins.ru/forums/

2003(c)ДилетантЪ.

 
[fat's homepage][Назад в Антифоменкизм]



Вакуум-прессовщик разрешение на работу